ДОРОГ ЛИ БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ?
Отношения между Россией и Турцией только наладились, «ворота» южных курортов открылись, а ситуация снова изменилась. В южной стране очередной политический конфликт, безопасность туристов под угрозой. Между тем, запрет на продажу путевок в Турцию российские власти не вводят. О том, чего здесь больше: истинного знания ситуации или экономической составляющей, мы рассуждали с депутатом Государственной Думы РФ Александром Кравцом.
- Александр Алексеевич, после «заморозки» отношений между нашими странами турки, как рассказывают очевидцы, встречали первый самолет с российскими туристами в Анталье с цветами и оркестром. Вас радует или огорчает возобновление сотрудничества с Турцией?
- В политике и межгосударственных отношениях одними обидами руководствоваться нельзя, существуют еще вопросы прямого ущерба. Сбитый российский самолет – это показатель того, что Турция фактически поддерживала террористов не только в Сирии. Она была «базой отдыха» и для радикальных организаций, которые действуют на территории нашей страны. Это одна сторона. Другой аспект – это интересы Газпрома. Они, на мой взгляд, сыграли очень важную роль в вопросе примирения с Турцией. Прибыли от продажи нефти газа сократилась. Турция - крупнейший покупатель нашего топлива на Ближнем Востоке. Кроме того, сбив российский самолет, вроде бы, дружественная нам страна, по сути дела, показала свою незаинтересованность в проекте «Турецкий поток», который был одним из спасательных кругов для Газпрома. Запуск «Турецкого потока» отложен на неопределенный срок. А это большие убытки для Газпрома.
- Один сплошной расчет, а как же патриотические чувства?
- Давайте выражаться точнее — псевдопатриотические. Интересы нации здесь не задействованы. Действия политиков продиктованы интересами одного только капитала. Мы должны понять, что разгром, развал нашей советской родины, СССР, позволил Турции в разы увеличить свой экономический потенциал. Потому что всё, что тащилось нашими челноками, ставшими спекулянтами по воле судьбы (надо было выживать), дало Турции десятки, если не сотни миллиардов долларов за все эти годы. Каждый баул с шубами и футболками, который волок на себе российский челнок – это доллары, которые вкладывались в турецкую экономику. Также и каждый наш отдыхающий – это тысячи долларов, которые остаются в турецком бюджете. Конечно, мы можем радоваться и говорить, что Турция сдалась, пошла на поклон, но мы должны понять, что в бОльшем выигрыше от этого примирения будет все-таки Турция, нежели Россия. Эрдаган, своим примирительным шагом убивает нескольких «зайцев»: и Европе показывает, что у него есть поле для манёвра, и возобновляет поток товаров и туристов из России.
- Турки завоевали наших туристов не только отличным сервисом, но и недорогими ценами на авиаперелеты. Среднестатистической российской семье сложно позволить себе поездку к морю как раз из-за дороговизны билетов. Почему туркам удалось решить этот вопрос, а нам нет?
- Мы, коммунисты, не раз говорили, что в нашей огромной по территории, родине, без вмешательства государства, без его гарантий, без его поддержки, без его ока смотрящего и регулирующего, решить проблему дороговизны отдыха на южном побережье невозможно. Именно государство должно быть озабочено проблемами оздоровления нации. Хорошо организованный отдых продляет активную фазу жизни человека. От этого зависит производительность труда, эффективность и многое-многое другое. Государство должно быть озабочено тем, чтобы как можно больше людей имели возможность поправить или укрепить свое здоровье во время своего отпуска. А какие показатели мы имеем на эту тему? Социологи провели опрос, из которого следует, что около 70% россиян в этом году провели или планируют провести отпуск дома, в делах или на даче. Что означает эта цифра? Большинство людей финансово не могут себе позволить выехать за пределы региона. Это беда. Национальная беда. Государство отдало туристическую сферу на откуп частнику, которому нужна только прибыль.
- А как государство должно подумать о людях?
- Прежде всего обеспечить транспортную доступность. Чтобы можно было дешево долететь и доехать всей семьей. Посчитайте: папа, мама и ребенок сколько потратят из Омска до Сочи на самолете туда и обратно? – около сотни тысяч рублей. На поезде немногим меньше. Плюс там на проживание и питание нужно примерно столько же. Многие ли могут себе позволить такие траты? Судя по соцопросам — меньшинство. Что должно предпринять государство, если всю транспортную отрасль захватили буржуи? Дать им преференции по налогам! Тогда они снизят цены на билеты. Другим буржуям, которые захватили здравницы, тоже надо дать скидки и льготы. Тогда и они удешевят свои услуги. То же с поставкой продуктов питания. Преференции и еще раз преференции! Только они сделают путевки доступнее. А пока мы наблюдаем крайне негодную государственную политику и в отношении содержания курортных зон и в отношении развития внутреннего туризма.
- Судя по рекламным роликам, зазывающим в Крым, что-то же делается...
- Реклама на то и реклама, чтобы продать то, что нужно продавцу. Под этим соусом мы имеем жалкие попытки пропаганды внутреннего туризма под лозунгом патриотизма. Жалкие, потому что пустые. Когда людей много лет развращали, подвергая сомнению достоинства родины, превозносили до небес жизнь в других странах, а теперь заговорили о патриотизме в надежде внушить обывателю, что давай, мол, отдыхай в Геленджике или Ялте, потому что это патриотично? Сделать это сейчас очень сложно, потому что людей приучили считать деньги. И для них самая лучшая пропаганда отечественного туризма - рублем. Массово россияне поедут туда, где дешевле.
- Давайте сделаем экскурс в советское прошлое. Каков был экономический механизм, почему отдых на юге был доступным для простых людей?
- Потому, что это был социализм. Паровозы, вагоны, самолеты, здравницы, пляжи – все принадлежало народу. Это была общенародная собственность. Каждое крупное производство имело на юге свои санатории, профилактории, пансионаты. Мощнейшая база была у профсоюзов. Людей туда направляли, давали путевки с огромными скидками, иногда просто за символические деньги. Оздоравливать людей - была государственная задача. Буржуев-то не было тогда! Прибыль не стояла во главе угла, как сейчас. Нефть, газ, электроэнергия, вода были народным достоянием и стоили столько, сколько им положено стоить. И даже если человек хотел отдохнуть не от профсоюза, а там где он хочет, он покупал путевку сам, она не стоила баснословных денег. На нее реально было накопить, не особенно себя в чем-то ущемляя. Тарифы на транспорт и на путевки были определены государством с расчетом на рядового труженика, они не поднимались, не изменялись десятилетиями. Купе в железнодорожном вагоне стоило в два раза меньше, чем самолет, плацкарт в полтора раза меньше, чем купе.
- А сколько стоил билет на самолет?
- Если мне память не изменяет, от Омска до Риги можно было долететь примерно за 50 рублей. Это была треть моей зарплаты. Мы с женой несколько раз отдыхали дикарями в Юрмале. Работали преподавателями в ВУЗе, зарплаты были небольшие, в течение года откладывали на отпуск (так многие делали), в Юрмале жили на съемной квартире за два рубля в день, брали курсовку на обеды в столовой санатория. Кроме этого, покупали экскурсии, посещали музеи, театры, концерты заезжих артистов. Мы были довольны, главным образом потому, что никому ничего не оставались должны после своего отдыха. Не занимали, не брали кредитов. Одни только положительные эмоции!
- Получается, вы ни разу не были на Черном море?
- Нет, студентом бывал, но югом не заразился. Много отпускников, жарко, суета. Моя работа всегда была связана с общением с огромным количеством людей. Поэтому отдыхать предпочитаю в более спокойной обстановке. Прибалтика для этого подходит идеально, а жары мне хватает и в летнем Омске.
- И все-таки, возвращаясь к теме вновь открывшихся турецких курортов, удивляет то, что зарубежные капиталисты берут за отдых в разы меньше, чем наши. Цены ведь должны быть где-то «рядом»?
- У российского блатного мира есть поговорка: «Жадность фраера сгубила». У нашего частного бизнеса мышление: «Хапнуть сразу и побольше». Построить, к примеру, отель, а дальше стричь и стричь с него купоны, завышая цены на все что только можно, по любому поводу. Зарубежные буржуи берут свой процент с оборота, а не с повышения цены. Там понимание другое – чем больше отель пропустит туристов, тем выше будет его касса. Государство содействует этому, давая, прежде всего, налоговые преференции, понимая, что это вливание в экономику страны. Они не временщики, как наши! Отлично понимают, что для их страны, той же Турции, других перспектив развития нет. Поэтому холят и лелеют туристический бизнес. А в нашей стране мы какую с вами сферу не возьмем, везде натолкнемся на стену с табличкой «Государственная политика». Вся система работает не ДЛЯ, а ПРОТИВ наших людей. Она против национальных интересов вообще. В глазах нашего руководства и элиты стоят только деньги, которые надо содрать здесь и сейчас, быстрее и больше.
- А депутатский корпус может на это повлиять?
- Может, абсолютно! Кому, как не законодателям разрабатывать и принимать законы, которые регулируют и ограничивают все сферы, в том числе и туристическую. Но только надо, чтобы для этого в парламенте было большинство тех, кто думает о народе. Сегодня, кроме КПРФ там отстаивать интересы простых людей некому.
Беседу вела Юлия Богданова